Ожирение у детей: причины и профилактика

Вид вскармливания детей раннего возраста является основным программирующим фактором формирования кардиоваскулярного здоровья в дальнейшей жизни. В 2014 году Американской кардиологической ассоциацией предложены новые нормы калоража, макронутриентов и рекомендации относительно употребления некоторых продуктов при организации питания детей с точки зрения обеспечения кардиоваскулярного здоровья, где количество рекомендованных ингредиентов питания имеет определенное нормирование по объему.

Каковы причины ожирения у детей?

Исследования показывают, что потребление энергии как у детей, так и у взрослых существенно зависит от объема порции, а уменьшение размеров порции снижает риск избыточного накопления массы у детей. При нарушенных пищевых ориентациях дети склонны к избыточному употреблению пищи во время как основных ее приемов, так и промежуточных.

Наименее склонны к перееданию дети до 3 лет, в связи с отказом от еды в отсутствие чувства голода, что обычно рассматривают в качестве объективного механизма саморегуляции. Старшие дети становятся более зависимыми от мнения родителей в отношении питания. Как показывают исследования, матери склонны недооценивать размеры порций, предлагаемые детям, что приводит к хроническому перееданию в домашних условиях. Очевидно, что пищевые привычки родителей, уровень их образованности в вопросах организации питания играют существенную роль в формировании соответствующих навыков их детей и напрямую ассоциируются с накоплением избытка массы.

Профилактика ожирения у детей

Уменьшение размеров порций практически осуществимо при правильной маркировке продуктов и обучении детей и их родителей ее чтению. Ориентированность в данном вопросе крайне необходима в связи с тем, что многие продукты, продаваемые в магазинах и организациях общественного питания, содержат более одной порции в единице, что делает потребителя заложником маркетинговых компаний, не подозревающим о переедании. При этом больше всего страдают дети, которые не в состоянии отрегулировать объем потребляемой пищи или напитка, что требует непременного вовлечения индустрии общественного питания в борьбу с детским ожирением. Первоочередной задачей данной стратегии является усовершенствование дизайна бирок на продуктах питания и напитках, которые при правильном прочтении дадут корректную информацию об упакованном содержимом.

Как показал трехлетний анализ, в странах с низким уровнем доходов существенный вклад в формирование ожирения вносит чрезмерное употребление сладких безалкогольных напитков, являющихся весьма доступными. Использование же для питья чистой воды существенно снижает не только чувство жажды, но и чувство голода и способствует ограничению поступления легкоусвояемых углеводов в организм ребенка.

Совместный отчет экспертов ВОЗ и Организации питания и сельского хозяйства содержит вывод о наибольшей целесообразности трех направлений в организации питания с точки зрения предупреждения развития ожирения у детей:

1. Снижение рекламирования продуктов питания с высоким содержанием жиров и углеводов.

2. Уменьшение порций продуктов.

3. Альтернативное употребление воды вместо сладких напитков и соков.

Таким образом, ключевым нутриционным аспектом глобальной стратегии по прекращению детского ожирения является способствование здоровому питанию и гидрации, а к стратегическим задачам относятся:

1. Информирование о здоровом образе жизни детей, подростков, родителей, воспитателей, учителей и медицинских работников, что включает в себя обучение выбору продуктов и правильному чтению их маркировки.

2. Маркетинговые стратегии по борьбе с «нездоровыми» коммерческими продуктами.

3. Поддержка маркировки продуктов питания согласно глобальным стандартам с соответствующим нутриционным обеспечением.

4. Повышение доступности продуктов здорового питания и ограничение «нездоровых», распространяемых в детских учреждениях.

Подчеркивается необходимость комплексных мероприятий с участием не только сектора здравоохранения, но и социального, экономического, образовательного, политического секторов, а также привлечения масс–медиа. Причем согласно национальным особенностям указанные приоритеты должны расставляться в индивидуальном порядке.

Интересные материалы по теме: